За четыре года национальный перевозчик «Қазақстан темір жолы» удвоил выручку, в 9 раз увеличил прибыль и вышел на рекордные объемы транзитных перевозок. Компания подвела итоги работы в финансовой, логистической и инфраструктурной сферах.
Финансовый рывок: прибыль выросла в 9 раз
Если в 2020 году выручка КТЖ составляла чуть более 1 триллиона тенге, то в 2024 году она достигла 2,2 триллиона. В 2025 году ожидается прирост до 2,7 триллиона тенге. Особенно заметен рост чистой прибыли: с 16 до 158 миллиардов тенге — более чем в 9 раз. Фонд заработной платы за тот же период вырос с 286 до 662 миллиардов тенге.
Финансовую устойчивость КТЖ подтверждают и международные рейтинговые агентства: Moody’s, Fitch и S&P сохранили положительные оценки компании.
Рекорды на рельсах: транзит вырос на треть
Эксплуатационный грузооборот компании увеличился с 236 до 272 миллиардов тонно-километров. Объем транзитных грузов за четыре года вырос на 33 процента и составил 27,5 миллиона тонн. Контейнерный транзит вырос почти в два раза — с 876 тысяч до 1,4 миллиона ДФЭ (двадцатифутовых эквивалентов).
На некоторых направлениях рост был особенно резким: на маршруте Китай – Россия – Китай — в 14 раз (с 37,2 до 512,2 тысячи ДФЭ). А число контейнерных поездов из Китая по Транскаспийскому маршруту (ТМТМ) увеличилось в 33 раза по сравнению с 2023 годом. Исторического максимума достиг объем перевозок между Казахстаном и Китаем — 32 миллиона тонн.
Модернизация: новые локомотивы и тысячи километров пути
С 2020 года КТЖ приобрела 424 новых локомотива и 369 пассажирских вагонов. Ведется реконструкция 125 железнодорожных вокзалов по всей стране. Объем плановых ремонтов увеличен в два раза — ежегодно обновляется более 1400 километров путей.
В долгосрочной перспективе, до 2029 года, компания планирует обновить еще 11 тысяч километров железных дорог.
До 2027 года КТЖ намерена построить и модернизировать 5 тысяч километров железных дорог. Крупнейшие проекты:
- Завершено строительство вторых путей на участке Достык — Мойынты (836 километров);
- Идет строительство обхода Алматы (75 километров);
- Реализуются линии Дарбаза — Мактаарал (152 километра), Бахты — Аягоз (272 километра), Мойынты — Кызылжар (329 километров);
- Модернизируется участок Алтынколь — Жетыген (293 километра).
На международной арене: Казахстан как транспортный хаб
Для усиления логистических возможностей КТЖ построила терминал в китайском сухом порту Сиань. Внутри страны запущены контейнерный хаб и терминал в Актау и Алматы. Также продолжается строительство терминалов в порту Алят (Азербайджан), на станции Селятино (Россия) и в белорусском городе Свислочь.
Эти шаги позволили увеличить объемы транзита и укрепить позиции Казахстана как ключевого транспортного коридора между Азией и Европой.
Цифровизация и безопасность
Совместно с международными партнерами PSA, Huawei и Wabtec были запущены инициативы по цифровизации процессов и повышению безопасности перевозок.
Материла предоставлен АО "НК "КТЖ"